КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Отец Венсан де Поль и первые католики

-55- 

      Католические миссионеры появились на Мадага­скаре с приходом французов и сыграли заметную роль в укреплении позиций церкви на острове. Римская курия готовила священников для выполнения их миссии и кон­тролировала их деятельность. Переписка миссионеров с их куратором в Риме отцом Венсаном де Полем (Vincent de Paul, 1581—1660) представляет большой интерес для изучения первых шагов католической церкви на Мадага­скаре. Последнее письмо от французских католических священнослужителей было отправлено в 1657 г., 350 лет назад.

 В.Л. Керов

ОТЕЦ ВЕНСАН ДЕ ПОЛЬ И ПЕРВЫЕ КАТОЛИКИ

     Французская (галликанская) церковь и центральный аппарат католической церкви (римская Курия) наиболее активно начали миссионерскую деятельность на Мадагаскаре в эпоху Ришелье и Коль­бера1 . Особая роль принадлежит Венсану (Винценту) де Полю, выходцу из деревни юго-западной Франции, населённой басками. Он сумел до­биться больших административных постов в Париже и Риме2 ― доста­точно сказать, что отец Венсан являлся руководителем Конгрегации Миссий в Ватикане. К его заслугам относится организация миссио­нерской деятельности католической церкви на Мадагаскаре.

       Жизни и деятельности Венсана де Поля, в том числе относящейся к Мадагаскару, посвящен ряд книг. Первое издание на русском языке было выпущено представительством католической церкви в Бельгии в 1968 г.; а в начале XXI столетия книга вышла и в России ― работа по подготовке к печати выполнена Римско-католическим приходом св. Варвары в г. Североуральске3.

      В начале 1648 г. коммерческая компания во главе с Этьеном де Флакуром4, получившая от кардинала Ришелье разрешение на моно­полию торговли с Мадагаскаром и прилежащими к нему островами, обязалась по контракту содержать одного или нескольких священни-

 -56-

ков для пастырской работы среди членов французской колонии и для проповеди среди местного населения. По совету папского нунция, ад­министраторы компании обратились к отцу Венсану с просьбой по­слать туда миссионеров. Назначили двух, в том числе отца Наккара (Nacquart Charles) и отца Гондрэ (Gondrée Nicolas). Они отправились в путь вместе с Флакуром в мае 1648 г. и через шесть месяцев прибыли на Мадагаскар.

      Приближаясь к цели путешествия, отец Наккар и отец Гондрэ, вспомнили напутствие отца Венсана о том, что нужны жертвенность, большое мужество, такая же великая вера, как у Авраама, и любовь, подобная любви апостола Павла, а также терпение, забота о других, целомудрие и великое желание пожертвовать всем для Господа.

       Отец Наккар посетил короля Рамаку в его столице к северу от Фор-Дофена (ныне ― Тауланару). Столица представляла собой небольшой поселок, застроенный соломенными хижинами. Король принял отца Наккара очень любезно5.

    В миссионерской деятельности отца Наккара большое место зани­мали беседы с жителями окружающих деревень, во время которых он знакомил их с основами христианского учения. Как только отец Наккар появлялся в деревне, его окружали дети и взрослые. Они слушали как зачарованные, особенно их внимание привлекали картинки на библейские темы, которыми священник иллюстрировал свои рассказы.

    Однако возраст и условия жизни в непривычном климате сделали свое дело: через полгода после прибытия отец Гондрэ умер от лихо­радки. Отец Наккар тоже чувствовал, что дни его сочтены. Поэтому он просил отца Венсана прислать десять миссионеров, сестер милосер­дия и братьев, которые были бы не только священнослужителями, но также врачами и архитекторами. Он собирался основать семинарию для подготовки будущих священников из числа малагасийцев. Однако вскоре слег и больше не встал. Еще ничего не зная о его смерти, отец Венсан готовил новых миссионеров для Мадагаскара. Он старался удовлетворить просьбы отца Наккара. Когда новые миссионеры выса­дились на Мадагаскаре, остров уже четыре года оставался без священ­ников. Вновь прибывший священник отец Бурдэз (Bourdaise Toussaint), глава новой группы, был немного знаком с медициной и мог оказывать необходимую помощь местным жителям. Успехи миссионеров были куплены дорогой ценой: многие из них не выдерживали местной ли­хорадки. И скоро отец Бурдэз остался в живых один. В довершение ко всем бедам огромный пожар уничтожил церковь и многие жилища в Фор-Дофене. Нужно было всё начинать сначала.

     Миссионерская деятельность католической церкви на Мадагаскаре в XVII в. нашла отражение во вновь изданной переписке католических миссионеров с отцом Венсаном де Полем, опубликованной профессо­ром

 -57-

Университета Анцерананы (бывш. Диего-Суарес), а также Уни­верситета Реюньона и Сорбонны (Париж IV) Н.Д. Галибером6. Эта публикация в отличие от первых четырех7, где были упомянуты лишь 13 писем за период с 1649 по 1657 гг. включительно, является самой полной на сегодняшний день. Н.Д. Галибер выступил с докладом об этой переписке на юбилейном заседании Малагасийской Националь­ной Академии в 27 декабря 2002 г.8

1 Подробнее см.: Керов В.Л. Французская колонизация островов Индийского океана XVII-XVIII вв. ― М.: Наука, 1990; Idem. Этьенн де Флакур ― деловой человек колониальной эпохи // Человек XVII столетия. Ч. 1. ― М.: ИВИ РАН, 2005. ― С. 70-88; Idem. Из истории католицизма // В таинственной стране Мадагаскар.― М., 2006. ― С. 67-72.

2 См.: Керов В.Л. Венсан де Поль ― видный французский католический деятель XVII в. // Из истории Франции и Нидерландов в эпоху средневековья и раннего нового времени (экономика, политика, культура). ― М.: РУДН, 2000. ― С. 335-339.

3 Ришом А. Винцент де Поль, или созидательная сила любви. ― Брюссель: Изд-во "Жизнь с Богом", 1968; Североуральск: Римско-Католический приход св. Варвары, 2001.

4 Этьен де Флакур (Etienne de Flacourt 1607-1660) ― адмирал, глава Ост-Индской французской компании, автор книги "Histoire de la grande isle de Madagascar". ― Paris: P. L'Amy, 1658. ― Прим. ред.

5 Ramaka Andrian (1602-1651), принц народности матакаси (Matakasy) на юго-востоке острова; столица ― Фандзаира (Fanjahira). В 1648 г Рамаку становится во главе восстания против французов, и в 1651 г. его столицу сожгли, а он был убит. ― Прим. ред.

6 Galibert N.D. Lettres des Lazaristes du Fort Dauphin à Vincent de Paul (1649-1657) // Bulletin de l’Academié Nationale des Arts, des Lettres et des Sciences. Tome 81/1-2. 2002. ― Antananarivo, 2003. ― P. 51-57.

7 Mémoires de la Congrégation de la Mission. Tome neuvième. Livre IV. La Congrégation de la Mission à Madagascar. ― Paris, 1866; Grandidier G. et A.. Collection des ouvrages anciens concernant Madagascar (1613-1640). T. 3. ― Paris: Comité de Madagascar, 1904; Coste P. (ed.) Saint Vincent de Paul. Correspondance, entretiens, documents. ― Paris: Librairie Lecoffre, 1921-1922; Lautissier C. (ed.) Les Documents vincentiens. Écrits et images. ― Paris: Édition informatique. ― Paris: Procure de la Mission, 2002.

8 Главный вывод, к которому приходит Н.Д. Галибер ― несмотря на все усилия лазаристов, их деятельность не увенчалась успе­хом: Galibert N.D. Lettres des Lazaristes... ― P. 51. ― Прим. ред.